В Нарды играют вдвоем. Для игры используется:
- специальная доска — поле, разделенное на две половины, с нанесенными 24 треугольниками (пункты) двух цветов и шестью лунками для фишек на каждой короткой стороне;
- фишки (шашки) разного цвета (как правило, белые и черные) — 30 штук (по 15 для каждого игрока);
- кубики (кости, зары) у которых на грани нанесены точки для определения количества пунктов перемещения позиции фишки (от 1 до 6) — 2шт.
В игре на ставку может использоваться также дополнительный кубик (куб удвоения) в случае повышения ставок (на гранях нанесены цифры 2, 4, 8, 16, 32, 64).
Цель игры: бросая кости и перемещая фишки пройти по доске полный круг, вернувшись на свою половину (дом) и первым снять все свои фишки за пределы поля (двор). В отличие от других интеллектуальных игр повышенный интерес в Нарды постоянно поддерживается еще и тем, что каждый ход игрока зависит не только от ситуации на поле, но и от значения чисел, выпавших на костях.
Особенности игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся совершенно различными способами осуществления ходов, начальным положением фишек (голова), правилами ходов, ставок, что обусловлено очень давней историей игры и распространением на большой территории проживания различных народов и стран. При этом, самыми популярными считаются длинные и короткие нарды. Правила длинных нард сформировались в большей степени на Востоке и Средней Азии, имеют большую продолжительность, отличаясь и большей сложностью, а короткие нарды позаимствовали правила западных стран.
Какая разновидность игры станет для Вас предпочтительнее станет понятно после игры в Нарды онлайн. Начав игру Вы сможете проверить свои силы и возможности, почувствовать динамику и применить стратегию, сделать свой выбор, а, возможно, так и не определив его сразу. Вам могут понравится оба варианта игры в нарды, потому у них много общего: инвентарь (стандартная доска и по равному количеству фишек, свои дом и двор), одинаковая цель — пройти по кругу игровое поле и убрать их с доски, при этом они и отличаются друг от друга:
- начальной расстановкой фишек — в длинных они расположены в один ряд с правой стороны поля, в коротких — по две фишки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три фишки в восьмом пункте и пять в шестом
- направленностью перемещения — в длинных фишки перемещаются в одну и ту же сторону, в коротких — в разные стороны (один игрок двигается по часовой стрелке, второй против)
- методом ходов — в длинных фишки сначала надо “снять с головы”, в коротких можно делать ход любой из своих фишек
- в длинных нельзя ставишь фишку, если на этом значении (треугольнике) стоит фишка соперника, в коротких — если в ячейке больше двух фишек противника, она блокируется
- в длинных можно “запереть” фишку противника, т.е если перед Вашей фишкой стоят 6 подряд фигур, то ход сделать не получится независимо от выпавшего результата на зарах.
Изучайте правила, выбирайте свою игру и вступайте в интересное, многочисленное сообщество любителей красивой, увлекательной и захватывающей игры Нарды онлайн!
Правила
Вначале кости выбрасываются (каждый по одной) для определения права первого хода: у кого на кости большее число, то и делает первый ход. Если на костях выпадают равные значения, то бросают снова.
В длинных нардах первый ход определяется еще одним выбрасыванием зар. В коротких для первого хода используется значение зары, брошенной для жребия.
Практически во всех играх существуют условные обозначения и термины, присущие только определенной игре. Для игры в Нарды онлайн используются термины, необходимые для понимания позиций на поле, общения между игроками на “языке игры”:
- голова — начальное расположение фишек на игровом поле в длинных нардах
- ход с головы — первый ход с начальной позиции
- блот — ячейка (пункт), занятая лишь одной фишкой
- дом — последние шесть ячеек игрового поля (для каждого из игроков — он свой), куда перемещаются фишки, чтобы затем сбросить их с доски
- двор — ячейки с седьмой по двенадцатую (для соперника другие (с 12 по 24) делятся аналогично) — средняя часть доски, прилегающая к “дому”
- бар — разделительная полоса игрового поля, куда помещаются сбитые фишки (в короткой партии)
- ставка — сумма выигрыша (размер)
- якорь — ячейка (пункт), которая занята несколькими шашками
- дубль — одинаковое значение на зарах при броске
- матч — обусловленное игроками количество партий
- куб Даве — предложение (до броска зар) принять удвоение ставки или сдаться
- бивер — успешное (поддержанное Даве)
- кокс — проигрыш, когда у проигравшего остались фишки, в том числе находящиеся на баре или в чужом доме
- марс — значительный проигрыш (когда проигравший не успел убрать ни одной фишки с поля).